Новость на Newsland: Странные загадки сырьевой демократии

Сырьевая демократия – отдельный вид объективной реальности, раскрывающийся во всем многообразии аспектов бытия. В нашей стране процесс генерации этого явления выявил некоторые особенности, специфику, во многом и не уникальную, но вполне себе очерченную.

Определение «Сырьевая демократия» раскрывается в ряде признаков, о которых говорится много и с разных позиций. Структура, которая определяется таким образом, объединяет три уровня взаимодействия, каждый из которых представлен неким социально значимым объединением.

Элита – малочисленна по составу – люди, управляющие и владеющие природным ресурсом.

Околоэлитная прослойка - от 15 до 25% населения – так или иначе взаимодействует с элитой, участвуя в перераспределении сырьевых доходов. Основной составляющей такой прослойки является крупное чиновничество и аффилированные с ними крупные и средние бизнес-объединения.

И третий уровень – население, отделенное от элиты околоэлитной прослойкой, фактически стабильная биологическая масса (в понимании элиты) для обслуживания самой околоэлитной прослойки и абитуриентскими сегментами населения (группами, стремящимися в будущем составить часть прослойки).

Ситуация, в которой находится сегодня мир в целом и Россия в частности весьма специфична. Финансовый кризис, который, на мой взгляд, является финальным аккордом для экономической модели 1971-2007 , реализованной в США, требует актуализации адаптивной функции. Причем адаптивность в данном случае резко ограничена во времени, в особенности для нашей страны, поскольку на сегодняшний день мы являемся относительно самостоятельным политическим субъектом (в отличие от СССР, который являлся самостоятельным в полной мере).

Экономическая модель развития в означенный период, основанная на растущем тренде избыточного потребления и тянущая за собой избыточное производство, начала сбоить, потеряв материальную основу, потребительский кредит. Кредит, который более не может являться драйвером роста и, соответственно, развития, в силу того, что его стоимость не может быть уменьшена в дальнейшем. То, что происходит в настоящее время, иначе как отсрочкой разрешения конечности этой модели назвать нельзя, и по определению главного финансиста Б.Бернанке является «необычайной неопределенностью».

В этой связи мы, страна Россия, должны быть готовы к серьезным переменам, в циклический отрезок которых мы вошли в 2008 году, высшая точка которых, на мой взгляд, будет в 2015 году. Эти перемены будут сопровождаться серьезными потрясениями, катаклизмами, коллапсами систем, что мы наблюдаем уже сегодня. Относительное благополучие предкризисного периода, которое, по мнению некоторых экспертов, вот-вот вернется, не имеет аналогии с периодом настоящим.

Высокая цена на энергоресурсы сейчас и тогда – суть две разные реальности. На фоне роста мировой экономики это благоприятный фактор, а на фоне экономики «на искусственном дыхании» это скорее деструктивное явление. Возврат к повышательной тенденции совокупного спроса вряд ли возможен в настоящих условиях. Решение этой проблемы целиком находится в руках властей США, на крупнейшей экономике которых завязаны все менее масштабные экономики.

Сегодня США является поводырем, а все остальные должны следовать за ним, соблюдая их правила. Именно поэтому адаптивная функция выходит на передний план в странах-сателлитах, в разряд которых попала и РФ. Естественно, что российская элита, являясь встроенным элементом в мировую систему распределения ресурсов, рефлексирует макроэкономическую конъюнктуру. И, понимая неизбежную нестабильность в реальном и виртуальном секторах экономики, реагирует на вызовы данного периода времени. В такие периоды актуализируется политическая активность в странах с описанной системой взаимоотношений, так как аппарат (околоэлитная прослойка) периода «стабильности» зачастую оказывается неспособной перестраиваться в соответствие с меняющейся парадигмой.

Мы видим это и в России. Функционально определенная в качестве арбитража в структуре «народ-элита», определенная как блюститель функциональной непрерывности системы экономических взаимоотношений между Россией и Миром, в период высоких цен на сырье утратила свою работоспособность. Энергетическая энтропия, интеллектуальное истощение, свидетельством чему является все происходящее в политической «жизни», становятся камнем преткновения в процессе перехода к кризисным схемам взаимодействия «поводырь-ведомый».

Основой функционирования системы распределения доходов РФ является формула, согласно которой 9 из 10 долларов дохода от экспорта уходят в иностранные банки, насыщая тем самым экономику поводыря. Это есть парадигма современного режима в странах, имеющим характер сырьевых колоний. В докризисный же период, в рамках этой модели, избыток денег позволил насытить и внутреннюю экономическую систему. Через госкорпорации и полугосударственные организации весьма внушительная часть доходов крутилась в России.

Со сменой парадигмы, с переходом в «посткризисное» (по сути затяжное кризисное) состояние избытка денег не предвидится. Этому причиной служат разные факторы, в частности, топтание на месте мировой экономики, недоверие инвесторов к таким странам, как Россия. Недаром во главу угла сегодня ставится коррупция в органах власти РФ. Избыток нетрудовых денег явился основой серьезного расширения границ околоэлитной прослойки, соответственно, и увеличением потребления хорошо материально обеспеченной четверти населения страны.

Стремление вчерашних экономических абитуриентов к материальному благополучию сравнимому с оным в структуре самой элиты требует серьезного нажима на всю систему экономических отношений между аппаратом и населением, представленным в данном случае мелким и средним бизнесом. Таким образом генерируются коррупционные схемы взаимодействия между бизнесом и чиновничеством, которые приобрели в настоящий момент гипертрофированные формы. Перенаполнение же легкими деньгами делает саму систему, замкнутую по сути, стагнирующей. В условиях же, когда объем легких денег значительно сокращается и будет сокращаться дальше, система, основанная на коррупции, попросту нежизнеспособна. Мало того, она прямо противопоставляет себя переходу к новому типу взаимоотношений, основанному на фактическом обслуживании долгов «поводырей».

Здесь необходим также переход к новому типу взаимоотношений с населением, с малым и средним бизнесом, со значительным снижением коррупционного давления, так как именно бизнес может и дожжен являться объектом, противостоящим глубокому падению. Перемены сверху, как способ решения обозначенных проблем, должны осуществляться уже в этом 2011 году. Они заключаются в ограничении аппарата в техническом и функциональном планах, что возможно в наших условиях лишь через смену состава. Практически это реализуется через смену правительства и переходу к технической его функции.

Социальная нестабильность, набирающая обороты по всему миру, имеет результирующей точкой возникновение борьбы за власть, что само характеризуется как идея «перемены снизу». И в данном случае вероятность появления несистемной силы становится весьма большой. Естественно, что ни элита, ни аппарат не заинтересованы в таком развитии событий, поскольку для элиты это означает утерю контроля над финансовыми потоками, а для аппарата (государства) потерей контроля над населением. В конечном счете пострадают обе части системы, одна из которых, разумеется, будет играть роль «козла отпущения». И так до следующего циклического витка передела крупной собственности и налаживания схем взаимодействия с транснациональными структурами.

Это сегодня понимают все, поэтому подготовленная смена топ-менеджмента (госаппарата), переформатирование околоэлитной прослойки со значительным сокращением, установление новых принципов взаимоотношения с обществом - суть решения проблемы «сверху».

Понятно, что «старый» состав аппарата при таких условиях на ¾ зачищается. Полагаю, что в процессе реализации это будет означать дезавуирование партии «Единая Россия», отставку первопреемника Ельцина, громкие показательные процессы над крупными чиновниками-бизнесменами, создание новой пропрезидентской партии. Принципы не новые, однако еще «вчера» (несколько лет назад), когда мы говорили о первопреемнике, как человеке-функции, оппонируя буквально целому хору в унисон поющих о «всемогуществе» премьера, пошедшего на демоушен из стратегических соображений, на нас смотрели с недоверием. И теперь, когда страна и общество движутся к пороговому состоянию, когда очевидность перемен естественна, многие стали внимательнее относиться к таким видениям реальности. Но при этом все еще продолжают искать единоначальные схемы управления в РФ.

Технологическое предназначение госаппарата для многих остается непостижимым. Продолжаются реляции в духе пионеров с Селигера, обожествляющих фигуру премьер-министра, или контента «оппозиции», демонизирующего оного.

Многомерность структуры кланового управления сложна, и требует внимательного отношения в процессе ее изучения. При этом основным подходом к анализу такой структуры является избавление от соответствующих штампов, культивированных в СМИ. Перспективами на этот 2011 и следующий выборный год являются подготовка и проведение выборов Президента РФ.

На мой взгляд, выбор сделан, и Президентом будет второпреемник Ельцина. Разумеется, при развитии ситуации в сторону мировых катастроф или очередном коллапсе финансовой системы, вариации могут быть разные, но тема сохранится. В 2008 году я как-то пофантазировал на предмет появления на политическом олимпе фигуры Р.Кадырова, что в принципе еще не выказало своей неактуальности на текущий момент. К примеру, рассматривается такой сценарий проведения «выборов» в условиях социальной дестабилизации, как выставление альтернативы Д.Медведеву в лице Р.Кадырова или еще какой-нибудь одиозной фигуры подобного качества. В этом случае даже пассивный электорат, не симпатизирующий нынешнему Президенту, отдаст в его пользу свои голоса. И с учетом специфики проведения «выборов», власть остается у действующего первого лица.

В этой связи выборы в Государственную Думу не имеют принципиального значения, поскольку сам институт законодательной власти, парламента в нашей стране низведен до уровня бизнес-корпорации, или клуба по интересам. Исходя из этого, интерес лежит в сфере финансовых механизмов, прямо или косвенно связанных с вертикалью власти. При прочих равных условиях, имея реальный рейтинг 5-25%, «партия власти» примет любые условия, предложенные сверху.

Примером подобного нахождения компромисса может служить мгновенная «сдача» бывшего лидера московских единоросов, экс-мэра Москвы. Иными словами, при сценарии сохранения костяка парламента на основе действующих пропорций, Дума сохранится на переходный период, после чего будет переизбрана с учетом «новых реалий». Или же сыграет сценарий смены «партии власти», при которой более половины состава уйдут из политической жизни. Другая половина осуществит переход в коалиционную партию, основа которой, скорее всего, будет состоять из представителей «старого либерального крыла».

Такой подход актуален в условиях нестабильности, когда любая подконтрольная альтернатива является козырной картой в руках власти. А сам процесс «раскрутки» новой коалиции в течение полугода вполне реален, как показывает практика «избрания» первопреемника. И в том и в другом случае сохраняется общий политический и экономический курс страны при относительном или значительном видоизменении аппарата. Подано это может быть под соусом модернизации, то есть «революции сверху», а может быть и с привлечением активной части народных масс, что придаст эффектности и «революционности снизу» этой картинке.

Перемены касаются, как уже говорилось, населения и околоэлитной прослойки. Выражается это, как правило, в сменах атрибутики, знаковой системы. К примеру, первопреемник первым делом поменял гимн страны, что для многих выглядело как серьезные знак смены всей парадигмы. Второпреемник переименовывает милицию в «полицию», что также истолковывается однозначно. На практическом уровне взаимоотношение власти (в данном случае аппарата) и населения интерпретируется классическим «хлеба и зрелищ», то есть лавирование «на грани» в социальной сфере и чрезвычайная событийность в политической жизни. При этом, разумеется, грядет криминальный передел на среднем уровне, который будет вызван сменой политического лобби во власти.

В этой связи необходимо два слова сказать о тех силах, которые потенциально берут верх в подобном противостоянии. Когда речь заходит о революции в России, неизбежно возникает вопрос, за счет чего она может реализоваться? Какова материальная и техническая база этого процесса? И получается, что у русского народа нет ни денег, ни оружия, которые являют собой два необходимых условия эффективности данного процесса. Но у этнических ОПГ (кавказских, среднеазиатских и иных) и того и другого в достатке, и при условии возникновения социального коллапса, верх возьмут именно они.

При подобном стечении обстоятельств перспектива Объединенных Российских Эмиратов на территории РФ во главе с Р.Кадыровым, например, выглядит не такой уж нереальной. Более того, в условиях, когда Европа стоит перед началом политической нацификации внутри себя (перехода к национальному государственному правлению и национальным моделям управления внутренними структурами), тенденции чего можно наблюдать в риторике руководства крупнейших стран Европы, российское государство на основах «Закона Шариата» может сыграть роль стального оплота против европейского национализма. Как вариант вполне реализуем.

Синкретичная сущность всей российской оппозиции, когда каждая сила представляет лишь часть проблемы, гипертрофируя отдельную сторону главного вопроса, уводит активную часть населения от решения этого самого главного вопроса, разделяя его по ряду критериев. Например, одни борются с «великим и всемогущим» премьером, как главной проблемой всей страны. Другие ратуют за права человека против «ментовского беспредела», в основном для тех, кто не нуждается в собственной защите. Третьи выставляют главной проблемой «кавказскую мафию», которая парализовала всю инициативу русского народа. Четвертые ратуют за освобождение «Узника совести – жертвы режима». Во всех указанных случаях, игра представляется как заказная, ибо нет сути, заключающейся в необходимости смены режима в целом – это и есть главный вопрос, - а не отдельной его составляющей.

Не имеет значения, кто будет вывозить 9 из 10 долларов из страны, имеет значение только сама схема. Важно, что народу ничего не достанется в любом случае, как бы не называлась полиция, какую бы форму не носила армия, какой бы гимн не исполнялся на спортивных мероприятиях. Пока не возникнет сила, прямо указывающая на «элиту», представляющую транснациональные корпорации, и государство, охраняющее выработанные схемы, в целом, никаких реальных перемен быть не может. Единственное, на что стоит обратить внимание, что при нынешнем состоянии сферы обороны и безопасности страны радикальная смена режима приведет к осуществлению иракского сценария на территории РФ. Таким образом, до тех пор, пока соблюдаются правила игры, описанные выше, российской власти дается карт-бланш на проведение подобных «выборов», на технологию управления, методы взаимодействия с обществом.

Хотим мы того или не хотим, но, как минимум, с согласия западной элиты осуществляются процессы внутренних системных преобразований в России. Засидевшаяся часть прослойки непременно будет обновляться, особо ретивые будут публично подвергаться остракизму. Все это работает при прочих равных, и в иных случаях отход от базового сценария возможен. Но на сегодняшний день Россия, общество, русский народ не вкусили еще тех плодов «модернизации», послевкусие от которых генерирует исключительный радикализм в настроении масс. Как бы не казалось, что мы стоим на пороге, до порога еще надо дойти, примерив форму от Юдашкина, пообщавшись с полицейским, отпраздновав Хануку на Красной площади, прослушав очередные циклические лекции о «несуществующем русском народе» и «правильной интерпретации истории».

Тем не менее 2011 год – год системных ограничений, в ходе которых мы увидим много интересного и в социально-политической сфере, и в сфере, независящей от воли человека. Грядет апрель, а весна многое проясняет, согласно пословице…

 

 

Михаил Марков
Источник: forum-msk

Статистика