Ментальность ( лат. mens разум , mentis интеллект ). Ментальность всегда противопоставляется материи . Ментальность формируется во время воспитания и обретения опыта. Сознательное наряду с бессознательным и сверхсознательным являются частями ментальности. Древнейшие верования человечества : фетишизм – направлен на материю , анимизм ( лат. anima – душа ) – на душу , а тотемизм – на духа и он наиболее близок к ментальному.
Ментальность – способ видения мира , в котором мысль не отделена от эмоций.
Ментальность – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания . Совокупность установок социальной группы , в нашем случае евразийской общности , воспринимать мир определённым образом. Ментальность формируется под воздействием окружающего мира и сама формирует духовную жизнь общества .
Ментальность – образ мыслей , совокупность умственных навыков и духовных установок присущих отдельному человеку , или общественной группе , народу.[ 1,с.16]
1756 – 1769 , Ф.Вольтер использует термин « ментальность » в « Опыте о всеобщей истории и о нравах и духе народов ».[ 2,с.4 ]
1856 , американский философ Р.Эмерсон использует термин « ментальность » , как центр метафизического значения души и первоисточника всех ценностей и истин.
1912 , французский философ Э.Дюркгейм ,рассматривая тотемическую систему аборигенов Австралии , говорит о примитивной ментальности архаического этапа общества .
1913 , французский писатель М. Пруст , отмечая новизну термина , берет его на вооружение и использует в цикле « В поисках утраченного времени ».
1920 , французский социолог М.Мосс , ученик Дюркгейма , подмечает , что изучение ментальности входит в моду .
1922 , Л. Леви – Брюль в исследовании « Первобытное мышление » исследуя первобытный духовный мир различает два вида ментальности – дологический и логический .
Представление о ментальности разрабатывалось в исторической антропологии , основы которой были заложены в 1930е годы группой французских учёных вокруг журнала « Анналы » ( Л.Февр, М.Блок , Ф.Бродель , Ж.Лефевр , Мандру , Г.Дюби , Вовель , А.Ариес ).
Французский историк Ж.Лефевр говорит о « коллективной ментальности » духовной жизни.
1946 , Л.Февр в манифесте « Новых Анналов » пишет о наследовании духовной жизни от прошлых поколений , из глубины веков .
« Растет число публикаций, а самое главное – термины «менталитет» и «ментальность» прочно укрепились в русской речи. И это, конечно, не случайность и не мода. В условиях трудного, болезненного перехода от советской ментальности к новой ментальности, а именно, к ментальности постсоветского общества эти термины оказались востребованными, ибо с их помощью оказалось возможным хотя бы поставить вопрос не просто о том, какие идеи и образы господствовали в тот или иной период российской истории, а о том, какие глубокие процессы социально- психологического, поведенческого, массового характера происходят в этот период».[3,с.3]
Также стоит отметить , что вокруг ментальности многие авторы пытаются выстроить свои учения и технологии. Например , ментология – учение о ментальности , попытка управления теорией и практикой ментальности ( Автор Мурашов А.Б. ) . Данный исследователь много и часто использует термины - ментальные технологии и ментологи ( специалисты по ментальности ) , фактически они называют себя специалистами по духовной жизни .
Однако , не всеми учеными работы Мурашова А.Б. воспринимаются серьезно.
В качестве синонимов с ментальностью связаны :
Менталитет ( лат. mens разум , alis другие ) – совокупность интеллектуальных , эмоциональных , культурных особенностей , ценностных ориентаций присущих социальной группе , народности , нации. Этот термин может быть использован как характеристика коллективного мировоззрения . В русском языке есть два термина – « менталитет » и « ментальность » , часто используемые как синонимы .
« Менталитет – это абстракция , задающая общий теоретико –методологический угол зрения на духовную жизнь общества . Термин ментальность используется , в свою очередь , и во множественном числе , обозначая конкретное , историческое качество менталитета » . [4,c3] В науку термин менталитет вошел в 20е года XX века , благодаря Л. Леви- Брюлю .[5,c.4] Через менталитет происходит восприятие основных аспектов окружающей реальности , таких как : время , пространство , политика , искусство , экономика , культура и религия . Даже при смене одной идеологией другой , менталитет чаще всего остается неизменным и это говорит о его большей устойчивости в сравнении с идеологией . В России вместо термина менталитет использовали , например , значение « загадочная русская душа ». Этим вопросом интересовались Н.Бердяев , Г.Федотов , И.Ильин , Н. Лосский и многие другие.
« Ментальности ( менталитет ) – совокупность социально – психологических установок , автоматизмов и привычек сознания , формирующих способы видения мира и представления людей , принадлежащих к той , или иной социально – культурной общности . Как любой социальный феномен , ментальности исторически изменчивы , но изменения в них происходят очень медленно ».[6] Некоторые учёные полагают , что термины « менталитет» и « ментальность » являются синонимами. В.А. Додонов полагает , что разделение данных понятий это дело будущего .[7] Другие исследователи отмечают , что отсутствие разграничений данных терминов приводит к путанице иных понятий , через которые должна раскрываться их сущность .[8,c.] Полежаев Е.В. предложил соотнести « ментальность» к « менталитету », как частное к целому .[9,c.23] Похожую точку зрения поддерживают Ануфриев Е.А. и Лесная Л.В.
Лазарев - Парголовский В.
Список литературы
1. Сергеева Е. В начале было слово // Пятое измерение , 2003
2. Щученко В.А. Менталитет русской культуры : актуальные проблемы историко – генитического анализа / В.А. Щученко // Руссская культура : Теоретические проблемы исторического анализа : материалы восьмых чтений фак. ист. русской культуры / научный редактор В.А. Щученко – СПб , СПб ГУКИ , 2004
3. Щученко В.А. Менталитет русской культуры : актуальные проблемы историко – генитического анализа / В.А. Щученко // Руссская культура : Теоретические проблемы исторического анализа : материалы восьмых чтений фак. ист. русской культуры / научный редактор В.А. Щученко – СПб , СПб ГУКИ , 2004
4. Щученко В.А. Менталитет русской культуры : актуальные проблемы его историко- генетического анализа // Русская культура и культура России . Спб , Университет Культуры , 2001
5. Щученко В.А. Менталитет русской культуры : актуальные проблемы его историко- генетического анализа // Русская культура и культура России . Спб , Университет Культуры , 2001
6. Электронная энциклопедия Кругосвет/Пушкарев Л.Пушкарёва Н. стр. Ментальности ( менталитет ) – Электрон.данные – Режим доступа www.krugosvet.ru
7. Додонов В.А. Этническая ментальность. Опыт социально – философского исследования . Запорожье , 1998
8.Калинина Н.Ф. , Чёрный Е.В. , Шоркин А.Д. Лики ментальности и поле политики . Киев , 1999
9.Полежаев Д.В. Ментальность и менталитет , как часть и целое. Психология Петербурга и петербуржцев за три столетия. СПб, 1999
Первые попытки , что-то написать о Волшебной стране были сделаны автром после прочтения " Желтого Тумана " в журнале " Наука и Жизнь " ( 1970 ). К 1978му это вырасло в рассказ из нескольких частей " Зубы Людоеда " . Тогда ещё не появилась " Тайна Заброшенного замка " ( 1982 ).Далее сказочная повесть дорабатывалась автором в конце 80х ,а в1991м году издана " классическим " доморощенным самиздатом - напичатана на печатной машинке , иллюстрации нарисованы тушью, с названием " Возвращение волшебника Изумрудного города ". Рухнул СССР и рукопись легла в стол , наступила осень Дедушки Ельцина , далее зима...Более четвети века данное произведение, от последних дней Ленинграда , пылилось и желтело в архиве и вот , настал его черед.
Время действия повести - сразу после 6й книжки Александра Волкова.
Посвящается - 120ти летию Волшебной страны в 2020м году.
Отзывы для автора - Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Примечания - сказочная повесть набрана на смартфоне , в тексте сознательно пропущены многие знаки орфографии , использован упрощенный русский язык ( basic russian ) , для удобства набора и скорости чтения.
Любое копирование , публичное воспроизведение без письменного согласия автора запрещено.